ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
1С:Психодиагностика образовательного учреждения
Вопросы по программе
Вопрос:
Для кого эта программа?
Ответ:
Программы предназначена для использования психологами в учреждениях различного типа:

1. Школах и детских садах, в том числе коррекционных школах, школах для одаренных детей, кадетских корпусах.

2. Колледжах.

3. Медико-психолого-педагогических центрах.

4. Детских домах.

5. Высших образовательных учреждениях, готовящих специалистов-психологов.

6. Органах управления образованием и социальной защиты (департаменты, комитеты, региональные министерства образования).
Вопрос:
Для чего предназначена программа?
Ответ:
Программа представляет собой инструментарий для психодиагностики детей. Входящие в состав программы методики помогают:

1. Оценить готовность к школе.

2. Выбрать развивающие и коррекционные программы.

3. Провести профориентацию.

4. Провести мониторинг тревожности.

5. Формировать детско-родительские отношения.

6. Решить задачи мониторинга развития познавательной и
личностной сфер ребенка. Выявлять детей, уровень развития которых не соответствует возрастной норме.

7. Провести социально-психологическое тестирование на предмет употребления наркотиков.

8. Оценить склонность к другим формам отклоняющегося поведения (агрессии, суициду, алкоголизму, игромании).
Вопрос:
Можно ли доверять методикам в программе?
Ответ:
Программа обеспечивает научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики. Все методики подготовлены ведущими психологами МГУ им. М.В. Ломоносова под общим доктора психологических наук, профессора А.Н. Гусева.

Высокое качество методик позволило экспертному совету Федерального института развития образования рекомендовать программу в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждения.
Вопрос:
Почему нужна программа?
Ответ:
Использование программы позволяет сделать работу психолога эффективнее:

1. Стандартизировать процедуру проведения психодиагностического тестирования.

2. Минимизировать возможные ошибки при обработке результатов тестирования.

3. Быстро и оперативно искать информацию о результатах ранее проведенных тестирований.
Вопрос:
Как тестировать учащихся?
Ответ:
1. Непосредственно за компьютером психолога, на котором установлена программа.

2. Удаленное тестирование за любым компьютером в школе при помощи внешних электронных тестов.

3. Тестирование с использованием бумажных бланков. В программе есть удобный инструмент для ввода ответов.
Вопрос:
Какие возможности у программы, помимо тестирования?
Ответ:
1. Анализ и обобщение результатов тестирования: сравнение результатов групп детей.

2. Выгрузка данных в программы для статистической обработки данных.

3. Ведение в программе истории работы психолога с детьми, родителями, учителями.

4. Учет работы психолога с возможностью автоматического формирования отчетной документации о проделанной работе.

5. Создание сводных психологических портретов обучающихся по ФГОС.
Вопрос:
Как научиться работать в программе?
Ответ:
Для первоначального обучения мы рекомендуем видео-уроки.
Вопрос:
Есть ли презентация по программе?
Ответ:
Презентацию можно скачать по ссылке.
Методики в программе
1
АСВ
Анализ семейных взаимоотношений для родителей детей от 3 до 10 лет и от 11 лет до 21 года Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис. Опросник позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и характер его нарушений.
2
Беседа о школе
Методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» Т.А. Нежновой. Обеспечивает исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
3
Будь готов
Активизирующая профориентационная методика Н.Н. Пряжникова. Методика предназначена для диагностики ориентировочной готовности учащегося к выбору профессии.
4
ГИТ (формы А и Б)
Групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны. Методика решает задачи:

1. выявления неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умственного развития;

2. контроля за эффективностью школьного обучения. Этот показатель получается при сравнении уровня интеллекта учащихся, например, в начале учебного года и в конце;

3. определения причин школьной неуспеваемости. Причины неуспеваемости конкретного ученика можно выяснить, анализируя его показатели по отдельным субтестам. Это может быть недоразвитие языковых навыков; низкая способность к математическому анализу и синтезу; несформированность операций сравнения; неумение находить логические закономерности; низкая скорость протекания мыслительных процессов.

4. сравнения умственного потенциала учеников, классов, школ.

5. сравнения эффективности разных систем и методов преподавания.
5
ДДО
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Методика обеспечивает рекомендации по выбору типа профессий в соответствии с классификацией Е. А Климова.
6
Индекс толерантности
Экспресс-опросник оценки уровня толерантности.
7
Исследование самоотношения
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Обеспечивает выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: самоотношения: открытости,самоуверенности,саморуководства,отраженного cамоотношения, самооценки, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.
8
Карта личностного развития
Анкета для оценки наркотизации Л.М. Шипицина и Л.С. Шпиленя.
9
Карта Стотта
Методика предназначена для ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии учащихся начальных классов, обеспечения адаптации к школе. Методика также может использоваться в период перехода из начальной в основную школу, для изучения адаптации к новым условиям обучения. Результаты, полученные в ходе диагностики, могут быть использованы для разработки программ, направленных на поддержку и помощь ребенку в решении личностных проблем и проблем социализации, успешное формирование жизненных навыков, профилактику неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактику девиантного поведения.
10
Методика Гинзбург
Определение мотивов учения старших дошкольников (по методике М.Р. Гинзбург). Позволяет выявить те мотивы, которые являются ведущими в определении желания пойти в школу.
11
Методика Дембо-Рубинштейн
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн. Обеспечивает учет самооценки ряда личных качеств ребенка, таких как здоровье, способности, характер.
12
Методика Матюхиной
Методика определения преобладающего мотива, определяющего желание ребенка идти в школу М.В. Матюхиной.
13
Мотивация учения
Методика изучения мотивов к учению А.Д. Виноградова, Н.Л. Коновалова, И.А. Михаленкова, С.Т. Посохова, А.А. Хилько, Л.М. Шипицина.
14
Необычное использование
Субтест «Необычное использование» из батареи П. Торренса. Методика направлена на диагностику креативности ребенка.
15
НЛО
Методика С.Л. Братченко для изучения направленности личности в общении, изучения индивидуальных особенностей коммуникативной компетентности.
16
Опросник Басса-Дарки
Методика А. Басса и А. Дарки для выявление агрессивных и враждебных реакций.
17
Опросник жалоб ребенка
Методика BFK-K, разработанная К. Хок, Г. Хесс, Е. Шварца. Обеспечивает изучение психосоматического статуса, а также некоторых особенностей поведения детей.
18
Опросник Кеттелла
Методика Р. Кеттелла, адаптированная для оценки индивидуально-психологических особенностей подростка.
19
Опросник креативности Джонсона
Методика Д. Джонсона для оценки креативности, способности порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
20
Опросник Спилбергера-Ханина
Методика Ч. Спилбергера и Ю.Л. Ханина для выявления состояния тревожности как личностного свойства и ситуативной тревожности. В основе методики субъективная оценка человеком своих ощущений, переживаний, действий.
21
Опросник темперамента
Опросник темперамента А. Томаса - С. Чесса. Направлен на выявление поведенческих проявлений темперамента.
22
Опросник толерантности
Методика оценки уровня толерантности, а также оценки влияния тренинга толерантности на сознание старшеклассников С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура.
23
Опросник Томаса
Методика определения стратегий поведения в конфликте К. Томаса. Методика помогает определить, насколько тестируемый склонен к соперничеству или сотрудничеству, стремится к компромиссам или избегает конфликтов.
24
Опросник Филлипса
Методика К. Филлипса для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей.
25
Опросник Шварца
Ценностный опросник С. Шварца. Методика предназначена для определение восьми мотивационных областей потребностей: наслаждение, безопасность, социальная власть, достижения, самоопределение, социальные нормы, конформность, зрелость. Области потребностей классифицируются по интересам, которым они служат (индивидуальные - коллективные) и по классам целей, к которым они относятся (терминальные - инструментальные).
26
Отношение к сверстникам
Методика направлена на оценку общения ребенка со сверстниками. Предназначена для воспитателей, учителей и родителей.
27
Отношение к чужому взрослому
Методика направлена на оценку общения ребенка с чужими взрослым. Предназначена для воспитателей, учителей и родителей.
28
Оценка наркотизации
Методика выявления факторов риска наркотизации Г.В. Латышева. Обеспечивает выявление наиболее действенных факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками.
29
ПДО
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко. Методика предназначена для определения типов акцентуаций характера и типов психопатий у подростков 14-18 лет, а также выявления групп риска так называемого «отклоняющегося поведения»:

1. риск психологической склонности к делинквентности;

2. риск раннего употребления наркотиков;

3. риск ранней алкоголизации;

4. риск истинных или демонстративных суицидальных попыток;

5. риск ранней половой жизни.
30
Полянки
Разработана научным коллективом под руководством Л.А. Венгера. Предназначена для диагностики уровня развития наглядно-образного мышления.
31
Пословицы
Методика С.М. Петровой и В.Н. Панферова для исследования мотивационных установок в Я-концепции личности.
32
Проба на произвольность
Модификация методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Предназначена для диагностики способности ребенка удерживать предъявленное ему правило, действовать в соответствии с ним.
33
Проявление агрессии
Методика обеспечивает выявление симптомов агрессивности. Предназначена для воспитателей, учителей и родителей.
34
Психолого-педагогическая характеристика
Методика обеспечивает экспертную оценку эмоционально-личностных проявлений ребенка.
35
Раскрашивание кружков
Методика определения уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности А. Д. Виноградова.
36
Расписание
Методика обеспечивает определение силы выраженности учебного мотива дошкольников, стремления совершенствоваться, приобретать новые возможности.
37
САН
Модифицированный Курганским Н.С. вариант опросника САН. Методика для оперативного выявления таких аспектов психических состояний младшего школьника как активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение, комфортность, отражающие поведенческие и физиологические проявления в структуре адаптационного потенциала младшего школьника.
38
Сердечки и цветочки
Методика предназначена для оценки рабочей памяти и способности ребенка тормозить неверные реакции.
39
Склонность к наркотизации
Методика А.В. Иванов и С.В. Иванова для диагностики наркотизации подростков. Обеспечивает выявление подростков, склонных к наркотизации, методом семантического дифференциала.
40
Склонность к риску
Методика Г. Шуберта для количественной оценки индивидуального коэффициента склонности к риску.
41
СОП
Методика для диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел. Обеспечивает измерение готовности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
42
СПА
Методика для диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Обеспечивает диагностику комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.
43
Страхи в домиках
Методика предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у детей.
44
Тест Амтхауэра (формы A и B)
Методика разработана Р. Амтхауэром для решения задач профессиональной ориентации и профотбора. Субтесты методики обеспечивают оценку уровня и структуры интеллектуальных способностей.
45
Тест руки (от 12 лет)
Методика помогает надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как открытое агрессивное поведение. Методика предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а общую склонность к агрессивному поведению.
46
Тест руки (4-11 лет)
Классический вариант методики предназначен для работы со взрослыми и позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать открытое агрессивное поведение. Вариант для детей до 11 лет предназначен для оценки ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции. В тесной связи с этим находится и оценка общего уровня психической активности, анализ других показателей эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка.
47
ТЭА
Тест эгоцентрических ассоциаций. Методика предназначена для проективного исследования эгоцентризма, определения уровня эгоцентрической направленности.
48
Шкала Стреляу
Методика Я. Стреляу, предназначенная для изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Выявление индивидуально-типологических особенностей учащихся связано с поиском индивидуального подхода к школьнику, а также с активной адаптацией природных особенностей ребенка к условиям обучения.
49
Школьная тревожность
Методика Е. Амен для количественной и качественной оценки состояния тревожности у младших школьников. Мужская и женская формы.
50
Я в школе
Методика предназначена для выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.
51
Якоря карьеры
Методика Э. Шейна для оценки ценностных ориентаций по отношению к профессиональной деятельности. Методика позволяет определить ведущий якорь карьеры. Понятие «якорь карьеры» отражает наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности.

Якорь карьеры возникает в процессе социализации на основе и в результате научения в начальные годы развития карьеры. Он устойчив и может оставаться стабильным длительное время. Карьерная установка является устойчивым элементом в структуре личности и играет роль регулятора профессионального выбора.
Видео-уроки
1. Тестирование нового учащегося и получение заключения (вход в программу как Новый тестируемый).

2. Как добавить информацию о тестируемом.

3. Как добавить класс.

4. Как указать класс для тестируемого.

5. Тестирование в программе (вход в программу как Тестируемый).

6. Как вывести и сохранить MS Word результат тестирования.

7. Как сохранить (распечатать) ответы тестируемого в MS Excel.

8. Удаленное тестирование (с использованием внешнего теста).

9. Как загрузить электронные бланки.

10. Как загрузить в программу эл. бланк незарегистрированного в программе учащегося.

11. Список тестов. Как распечатать бланк теста.

12. Как внести данные с бумажного бланка в программу.

13. Добавление методики:

13.1 Как добавить новую методику. Добавление шкал.

13.2 Как добавить новую методику. Внесение названия теста.

13.3 Как добавить новую методику. Добавление нового вопроса (утверждения) и ответов.

13.4 Как добавить новую методику. Создание инструкции.

14. Как создать выборку.

15. Сохранение текстового описания выборки.

16. Как выгрузить выборку в MS Excel.

17. Как сравнить выборки и результаты тестирования.

18. Учет работы. Создание записи о проведенной работе.

19. Отчет о проделанной работе.

20. Годовой план работы. График работы на неделю.

21. Как установить напоминание.

22. Поиск данных с списке (кнопка Найти).

23. Загрузка списка детей.

24. Как перевести учащихся в начале учебного года.

25. Как отметить окончание обучения.

26. Как работает автоматическое распределение.

27. Настройки. Опции. Как добавить закладки в карточку тестируемого.

28. Как создать архивную копию базы.

29. Как восстановить информационную базу из архивной копии.

30. Как узнать версию программы.

31. Обработка результата тестирования проективных методик.

32. Удаление помеченных объектов.
Одобрено ФИРО
Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации проведена экспертиза программно-методического комплекса 1С:Психодиагностика образовательного учреждения.

В результате независимой экспертизы качества программного продукта и входящих в комплект поставки методических пособий, предназначенных для использования в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, дано заключение, что внедрение программ позволит улучшить качество психологического сопровождения образовательного процесса за счет применения современных методик и значительно повысить производительность труда психологов за счет ускорения обработки данных, удобного представления результатов тестирования, автоматизированного написания психодиагностических заключений.

Решением Экспертного совета по результатам проведенного рецензирования производитель программ имеет право указывать на материальных носителях программы и в рекламных материалах: Одобрено экспертным советом ФГУ ФИРО в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях.

Протокол заседания Экспертного совета ФГУ ФИРО от 29.03.2011 № 2.
Многопользовательская работа
Все программы для психологов образования поддерживают удаленное тестирование учащихся (например, в компьютерном классе). Для проведения удаленного тестирования не требуется покупка дополнительных лицензий.

Программы 1C:Школьная психодиагностика и 1С:Дошкольная психодиагностика могут быть установлены только на одном компьютере и с ними может работать только один психолог.

C программой 1C:Психодиагностика образовательного учреждения могут работать несколько психологов за разными компьютерами. Для этого необходимо приобрести дополнительные лицензии по числу одновременно работающих с программой пользователей.

В стоимость программы уже входит одна лицензия. Поэтому, если с программой должны одновременно работать двое психологов, то необходимо приобрести только одну дополнительную лицензию.


Комплексная автоматизация
1С:Психодиагностика образовательного учреждения является частью пакета программ фирмы 1С для комплексной автоматизации образовательного учреждения. Программы 1С помогут в работе всем сотрудникам учреждения. Комплексное использование программ 1С будет полезным и психологу: в программу автоматически будут загружаться актуальные списки учащихся, их родителей и преподавателей, что упростит проведение и анализ результатов тестирования.

Подробнее о комплексной автоматизации образовательного учреждения.
Нескольких образовательных учреждений в одной программе
1С:Психодиагностика образовательного учреждения поддерживает учет данных по нескольким образовательным учреждения в одной базе. Эта возможность полезна:

1. Психологам, работающим в нескольких школах (детских садах).

2.Сотрудникам медико-психолого-педагогических центров.

Органам управления образованием и социальной защиты
Обмен данными


1С:Психодиагностика образовательного учреждения эффективно используется в департаментах, комитетах и региональных министерствах образования для сбора обезличенных данных из школ региона (округа), в которых установлены наши программы для психологов образования.
Таким образом становится возможность реализации масштабных и социально-значимых проектов:
Конструктор тестов
При помощи реализованного в программе конструктора тестов можно самостоятельно добавить методики, не вошедшие в программу:

    1. Простые опросники, такие как анкета Лускановой.

    2. Опросники со сложной структурой, например, Леонгарда-Шмишека, Минимульт.

    3. Проективные тесты: Люшер, Сонди.

    Возможности конструктора тестов:

      1. Использование одной или нескольких шкал в тестах.

        2. Поддержка произвольного количества вопросов с ответами 9 различных типов (выбор одного варианта ответа, выбор нескольких вариантов ответа, открытый ответ и т.д.).

          3. Использование нескольких разделов в тесте.

            4. Поддержка настройки представления заключения по тесту (отображать или не отображать диаграмму, время ответов на вопросы и т.д.)

              5. Учет норм и интервальных интерпретаций для тестов.

                Расчет базовых статистических показателей
                Пользователям, знакомых с основами математической статистики, программа предлагает расчет базовых статистических показателей:

                1. Расчитывает описательную статистику.

                2. Программа проверяет нормальность распределения результатов по шкалам на основе критерия Хи-квадрат.

                3. Расчитывает корреляции между шкалами и оценивает достоверность корреляции.

                4. Оценивает внутреннюю согласованность опросника на основе расчета Альфы Кронбаха.

                5. Оценивает значимость пунктов опросника.